Стоит мне обычно написать слово о Ванкувере, как тут же в комментариях кто-то обязательно спросит про Викторию. Нате, получите, распишитесь. Отправляясь на остров Ванкувер я знал о Виктории три вещи: 1) там много пенсионеров, 2) там много бездомных и 3) там много бездомных пенсионеров.
Оказывается, это вообще всячески разносторонний, очень туристический, Европейский, а точнее Британский город. Думаю, стоит начать с того, что Виктория — столица Британской Колумбии с населением 345 тыс. человек. Ненавижу очевидности и клише, но все равно рано или поздно пришлось бы это написать.
Если сравнивать погоду в Виктории и Ванкувере, то на острове — на 2 солнечных недели в году больше и в два раза меньше осадков. При этом летом здесь средняя температура — 19.6°C, обычно на 2—3 градуса холоднее чем в это время в Ванкувере. Как и в Ванкувере здесь никогда не было холоднее -15°C. Да, и здесь — в два раза меньше осадков.
После Ванкувера городской пейзаж без гор, кажется унылым сразу как только его не украшает очередная достопримечательность или красивый парк.
Под определенным углом в ландшафт вплетаются американские горы, в ясный день виднеющиеся через пролив, простите, через море Салиша, но это редкость.
По сравнению с Ванкувером Виктория — плоская не смотря на то, что самая высока точка острова — 2,195 м: остров слишком велик и простирается от границы с США на юге до 40 км от границы с Аляской на севере.
Виктория равноудалена от Ванкувера и Сиэттла — примерно 100 км — но чтобы преодолеть эти 100 км на машине, понадобится порядка 3-х часов и $100 на паром: местные путешествия в Канаде никогда не были доступными.
Как бы то ни было, город выдерживает наплыв 3.5 млн туристов в год в основном из Канады и Америки. Их тут, собственно, столько, что центр города — внутренний порт (Inner Harbour) — стал исключительно туристическим: 70-тысячный город (без пригородов) принимает туристов в 50 раз больше собственного населения.
Здесь, на набережной, собираются художники и ремесленники. Самый интересный, пожалуй, был этот дядька, вырезающий медальоны из канадских монет (в том числе серебряных коллекционных) и заявляющий, что его творчество законно несмотря на то, что уничтожение денег является федеральным преступлением.
Здесь у них по туристичности исторического центра пока паритет с Монреалем, но это далеко не все европейские корни Виктории.
Главная достопримечательность — конечно же здание парламента Британской Колумбии — столица же, ага.
Несмотря на то, что парламент предлагает бесплатные туры круглый год, попасть на них почти невозможно: как любое государственное учреждение, здание закрыто на выходные, и праздники — как раз когда канадцы и американцы стекаются сюда из соседних городов.
Зато рассмотреть все 3,333 лампочки никто не помешает.
Городская ратуша в стиле ампир вполне могла бы принадлежать какому-нибудь городку вроде Ко в Нормандии.
Виктория буквально пропитана Британским духом. В столетнем отеле The Empress, например, до сих пор предлагают традиционное послеполуденное чаепитие (CAD$60 за человека) — за год здесь подают 750 тыс. чашек чая. Сотрудник сходил, почаёвничал — говорит, оно своих денег и близко не стоит.
Куда более интересный и намного менее известный, как по мне, факт о гостинице Эмпресс — это то, что южное ее крыло — на метр ниже северного. Дело в том, что под северным крылом находится монолитный камень (bedrock), а под южным — осадочные породы, осадка здания в которые длилась 65 лет даже несмотря на ежемесячные (первые 5 лет) и ежегодные в последствии инженерные работы по ее предотвращению.
По пригороду тоже натыкано замков.
Хотите еще больше британского — пожалуйста. По городу курсируют двухэтажные автобусы. Даром только что направление движения не рассово-верное.
Мемориальная башня.
При всем при этом викторианская Британия мирно сосуществует с коренной индейской культурой.
В одной подворотне неожиданно обнаружилась деревянная мостовая.
Здешней брусчаткой в Беркут не покидаешь зато можно костер развести.
Городской арт. Никто пока не может сравниться в этом с Виннипегом.
Здесь в Канаде давеча разразился небольшой скандал — полиция арестовала девочку, которая заинстаграмила фото графити полицейского с пулей в голове. Графити оказалось про конкретного копа и теперь ей инкриминируют угрозу и преследование офицера полиции. В общем, если что, все персонажи вымышлены и любое их сходство с реальным — совпадение.
А еще в Виктории начинается трансканадское шоссе, которое через Нанаймо продолжается на материке в Западном Ванкувере и идет через Альберту, Саскачеван и Манитобу, Онтарио и Квебек до до Сэйнт-Джонса на Ньюфаундленеде общей продолжительностью 8,030 км. В мае прошлого года по нему мы проехали весь путь от Торонто на восточном побережье до Ванкувера на западном, а это всего лишь едва больше половины.
Сюда должен был добежать местный одноногий герой борьбы с раком — Терри Фокс — не добежал, скончавшись в Северном Онтарио.
Такие указатели тупиковых улиц мне в Канаде еще не попадались, а здесь они — повсеместно.
В Ванкувере я несколько раз пропускал знак «No exit» потому что он часто бывает в самом неожиданном месте перекрестка, в связке со всякими бесполезными «Neighbourhood Watch» — здесь у него хотя бы свое постоянное место есть.
Наружная реклама.
Все мусорки обклеены архивными фотографиями города.
В Ванкувере трансформаторные будки заклеяны фотоообоями с изображением кустов, чтобы не выделяться на фоне зелени на заднем плане — это имеет чуть больше смысла, как по мне.
Троянский мост.
Рыбацкая пристань (Fisherman’s Wharf)
Одна из достопримечательностей в центре Виктории — рыбацкая пристань (Fisherman’s Wharf) — деревушка о 33-х домиках ровно, большинство из которых выставлены на продажу (говорят, это сезонное).
Домики вполне доступные — пордяка $170k. Сейчас на продажу осталось только 9.
Канализация, водопровод, электричество — все имеется.
Пусть земли и маловато, зато прямо на фундаменте растут анемоны и морские звезды.
Ну, а поскольку плавучий поселок — рыбацкий, то, соответственно, там есть и плавучий рыбный магазин. А где рыбный магазин на воде, там и…
… портовые котики — просят рыбу, которую здесь же и продают специально на покормить котика с рук. Под рукой очень кстати оказалась подводная камера.
Несмотря на неплохие традиционные английские Fish & Chips, ничего даже отдаленно напоминающего рыбную кухню Голландии к своему разочарованию здеся я не нашел. Кто станет продавать здесь киббелинги — озолотится.
Чайнатаун
В Виктории — старейший чайнатаун в Северной Америке после Сан-Франциско.
Основан в 1858 году первыми китайцами, прослышавшими о том, что в Канаде нашли золото.
Занимает 6 кварталов, увенчаных воротами Гармоничной Выгоды (Gate of Harmonious Interest) — подарком города побратима Сучжоу в 1981 году.
Кстати, другой город-побратим Виктории — Хабаровск. Он ничего не подарил.
Здесь находится самая узкая улица в Канаде — Аллея Фан Тан шириной 90см, где вместо опиумных притонов, подпольных игорных заведений и борделей теперь кое-что пострашнее — сувенирные магазины.
На самом деле магазины не так уж плохи — это не стандартный набор из кленового сиропа, лосей и псевдо-индейского искуства.
Телефонная будка в китайском районе украшена пагодой, равно как и фонари:
Fort Rodd Hill
Стоит ли говорить, что самый старый маяк (1860) на западном побережье Канады — тоже здесь?
И он до сих пор работает, в 1929 году был переведен в автоматический режим.
Здесь же был и последний гарнизон Британской колониальной армии, оставившей после себя двусмысленное послание с яйцами:
Город Садов
Еще Виктория известна как город садов — здесь имеется более 70 парков, некоторые из которых как Butchard Garden известны далеко за пределами города, а в Beacon Hill Park есть дерево, посаженное Черчилем.
Но главное, что прямо в центре города в парках можно встретить кого угодно — от оленей…
До черепах.
Особенно много цапель как в Амстердаме.
Попалось даже дерево в парке, на котором насчитал не менее 5 гнезд с торчащими из них длинными щеями.
И, все равно, несмотря на то, что город очень интересный, чувствуется, что он изолирован и ограничен. Уже на 3-й день возникла дилема: ну что, туда же? Город небольшой, а пригород — вполне обычный. Да, за городом есть множество троп, есть киты и один из лучших в мире дайвингов.
Но все равно, как только солнце клонится к горизонту, ничего не остается как просто бродить по улицам, заходя в рестораны — все остальное либо закрыто, либо не построено. Кстати, по количеству ресторанов на душу населения Виктория тоже держит второе место в Северной Америке, снова уступая лишь Сан-Франциско.
В 21:30 я схватился за часы, думая, что уже полночь, обнаружив, что остался один на центральной набережной — город быстро вымирает с наступлением темноты.
После 9 вечера делать здесь совершенно нечего.
На опустевших улицах в стороне от порта становится менее уютно от поддатых бомжей, склонных к общению.
У Виктории была проблема с бездомными — «аж» 700 человек на 70 тыс. населения города (без пригорода) — которую город взялся безуспешно решать в 2008, но вдруг случилась Олимпиада в Ванкувере и сосед просто слил некое количество своих бездомных на остров. Количество это получилось едва заметным для Ванкувера, но ощутимым для маленькой Виктории.
Как в Виннипеге здесь среди лиц не первой свежести преимущественно встречаются индейцы (по статистике — каждый второй).
Но не обманывайтесь их доброжелательностью на этом фото: за секунду до этого один хлестал пиво из банки, другой махал кулаками вслед девушке.
Помимо бездомных к проблемам Виктории относят попрошайничество, мусорничество и открытое употребление наркотиков на улице. Ничего такого – город почище Ванкувера будет, а такого как у нас на East Hastings им даже не снилось.
В документальных фильмах про Канаду 1970-х здесь все сплошь и рядом разъезжают на собачьих упряжках. Сейчас такого обычно не увидишь, но только не в Виктории.
Кстати, на острове бензин ощутимо дешевле ($1.29/l) чем в Ванкувере ($1.37/l). Конечно, ему все равно далеко до штатовского ($3.70/g = $1.00/l), но не устоять перед искушением залить полный бак перед отъездом.
Ну и закончу тем, что темой поездки стал курьезный курьез — Виктория в Виктории. Виктории Виктория очень понравилась, причем и одной и другой.
Может быть с этого стоило начать?