Не многие знают что в Ванкувере, прямо посреди городка Дельта находится самое большое болото на западе Северной Америки, а заодно и самое большое болото на всем континенте в черте города (40 км2). Еще 50 лет назад вся дельта реки Фрейзер, в которой сегодня раскинулись города Ричмонд на севере и Дельта на юге была одним большим болотом. И люди селились на болотах, на самых берегах рек потому что они были и источником ресурсов и системой сообщения.
С тех пор болота Ричмонда осушили и обнесли защитной дамбой, однако в нескольких километрах от Стивстона, по ту сторону дамбы, на земле, формально не принадлежащей ни Ричмонду ни Дельте, да и не считающейся землей — а просто на реке осталась построенная в 1880-х годах деревушка финских рыбаков и лесорубов.
Деревня так и называется — Финский Пролив или Финские Топи, Болото, Омут… — каждый переводит в меру своей литературной распущенности. А вообще — Finn Slough (читается как «слю»).
Входить на свой страх и риск — это не туристическая достопримечательность — все может в любой момент рухнуть.
Место это, а заодно и само слово «Slough», точнее всего охарактеризовать как пролив или канал приливных вод между островом Тиффин (Tiffin Island) и Ричмондом. Дважды мы приезжали сюда за последний месяц — и всяк раз во время отлива, порой же здесь можно застать куда больше воды.
Кстати, другие значения слова «слю» — это уныние, депрессия, отчаяние.
Очень емкое название, одним словом.
На протяжении всей своей истории эта уникальная община развивалась соверешенно независимо, без какого-либо влияния со стороны муниципалитета, провинции или государства.
И выглядит как плевок в лицо всем современным стандартам зонирования.
Встречает поселок посетителей хлипеньким разводным мостом (в т.ч. см. первое фото).
«Улица» по ту сторону моста выглядит так:
Ко многим снимкам сделанным здесь можно приписать «угадай страну» — и никто не угадает.
Это не российская глубинка, не украинские плавни и не азиатские трущебы — тут вам канадский флаг, на минуточку.
Сто лет назад вдоль побережья существовали десятки таких общин, но прогресс смел все остальные с лица земли. Эта — последняя — видимо, затерялась во времени.
Сейчас в деревне живет около 30 человек, среди них — 3 семьи прямых потомков тех самых финнов-первопоселенцев.
Среди них попадаются как самые обычные канадцы с собачками, таки и старцы Толстовской наружности.
Кстати, изначально финны селились не здесь — а в полумиле отсюда, на нынешнее место они вынуждены были переехать когда Ричмонд перекрыл доступ их лодкам к первым поселениям.
Пока что власти города Ричмонда отказываются дать поселку или отдельным зданиям в нем статус исторических памятников и никакие работы по их сохранению не ведутся.
Стоимость всей земли город оценил в $952k, а всех построек на ней — $770k.
А еще раз в год — ранней весной — здесь проходит арт-фестиваль.
Финский пролив каким его видят гуглоптицы.