Если заехать в резервацию нации Сквомиш — X̱wemelch’stn [Homulchesan], – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев — Пау-вау — то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.
Пау-вау — культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное — в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.
29 августа в парке Капилано открылся 27-ой ежегодный Пау-вау.
Саундтрек пау-вау:
Название мероприятия произошло из языка наррагансетт, от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.
Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.
Обычно территория Пау-вау организована в виде нескольких колец с танцевальной ареной в центре.
Мужчины танцуют здесь традиционные танцы — особенно популярны танец травы (Grass dance) или танец Дыма (Smoke dance) — различия, конечно же, как в ритме и движениях, так и в сакральном смысле.
В танце дыма, например, — с постоянно нарастающим темпом — танцор старался перетанцевать барабанщика.
Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников — второе кольцо от центра.
Для Пау-Вау обычно установлен набор правил этикета.
Например, на большинстве пау-вау (включая этот) по большому счету нельзя снимать или к барабану не должен дотрагиваться никто кроме играющей на нем группы и вообще к нему следует относиться как с живому человеку.
Или вот еще — одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» — правильное ее название — «регалия».
И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.
Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить — на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.
Это не концерт на зрителей — это междусобойчик без чувства времени и со своей, порой может показаться, инопланетной логикой.
Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались — это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося — это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.
Так индейцы ловят идущего на нерест лосося в реке Капилано:
Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.
А так лосось жарится на гриле индейским методом:
Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ — намного нежнее.
На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин — лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).
И в заключение пару слов о самой резервации, на которую спустя два года после того как я ее увидел с моста, удалось взглянуть изнутри. Как для поселка из 500 домов, на территории которого находятся как бизнесы включая большой торговый центр, так и жилые дома, с которых община получает доход за аренду земли…
…резервация скорее эта похожа на большой цыганский табор.
Только с тотемом, а вернее с двумя.