Я часто спрашивал у наших — как вам, мол, Сиэтл? Кто-то говорил что уныло, кто-то говорил что «не Ванкувер», а кому-то нравилось. Но поскольку лучше сто раз увидеть чем один раз…, то предлагаю начать знакомство с городом с крышки люка — о месте, изображенном на ней, пойдет речь в этом и следующем посте.
Другие характерные для города люки — с мотивами индейского творчества — я к своей радости все чаще и чаще наблюдаю в Ванкувере. Они прекрасны!
Гуляя по Сиэтлу часто ловишь себя на мысли что та или иная улица вполне могла бы быть и ванкуверской.
По дороге на юг дух американского северо-запада никуда не делся, даже наоборот. Да, мы словно одичалые из-за стены считаем северный Сиэтл югом.
Небоскребы взошли чуть выше и гуще, и не жилые как в Ванкувере а больше коммерческие как в Торонто. В государственных зданиях некоторые окна забетонированы — ну как здесь не рождаться теориям заговора?
На набережной Сиэтла я вообще нашел для себя воплощение лучших качеств двух любимых канадских городов: это плотная застройка с четкой линией фасадов как в Торонто, но с морем и пристанью как в Ванкувере.
В отличие от Ванкувера, панорама этого города не украшена горной грядой с запада на восток — на горизонте возвышается лишь одна гора, но зато какая — Рейнир (Mt. Rainier) — спящий вулкан высотой 4,392 м (самая высокая вершина Каскадных гор — в два раза выше ванкуверских гор) — красивейшее и обязательное для посещения место в наступившем году.
Говорят, в округе Сиэтла все-таки есть горы, но только из центра города их, все же, нифига не видно.
Pike Place Market
Одно из самых популярных и туристических мест на набережной — самый старый фермерский рынок в США, беспрерывно работающий с 1907 года.
Знакомое место из фильма «Неспящие в Сиэтле», почти полностью снятого в Балтиморе, за исключением нескольких сцен…
Место, где был открыт первый в мире Старбакс.
А нынче — единственный, где есть подарочные карточки с его же изображением если вы вдруг, как моя жена, собираете Старбаксовские карточки.
Место, заставляющее канадцев пустить слезу — у нас такого выбора сыра, в сочетании с выбором вина к нему не будет еще лет 50 (за исключением, разве что, Монреаля).
Не говоря уже о том, что некоторые сыры делают прямо здесь, в витрине магазина.
Хотя больше всего Пайк-Плейс, конечно, известен как рынок морепродуктов.
А вернее, рынок морепродуктов для туристов, на потеху которым продавцы периодически устраивают шоу с перекидыванием рыбы между прилавками.
Цветы тоже пользуются популярностью, особенно сухие букеты.
На небольшом клочке зелени возле рынка суровые cиэтловские девушки нежатся на солнышке. На улице — +2°C.
Рядом с ними — суровые сиэтловские парни.
Спящие и неспящие в Сиэтле.
Глас сиэтловского народа: «моя хата скраю, ничего не знаю». Правда, народ стоял в гордом одиночестве на людной улице.
Здесь на набережной мне попались обычные живодерские приспособления для предотвращения обсирания птицами прилегающих территорий.
Но обнаружились также и необычные — по-сиэтловски нежные.
Желтое сиэтловское такси, рассово правильной модели — отдушина после ванкуверских Приусов.
Кстати, по воскресеньям в центре Сиэтла — бесплатная парковка.
Как во многих северных городах, в Сиэтле — полным-полно уличного искусства (у меня есть теория, что чем унылее бывает погода в городе — морозы ли или дожди всю зиму напролет, тем больше стараются его украсить для поддержания духа у населения).
По городу, например, разбросаны такие вот лестницы в никуда.
В Олимпийском Парке Скульптур растет железное дерево.
А перед музеем искусств кует пока горячо человек без серпа но с молотом.
Нет, это фото — не пожатое, скульптура такая и есть.
Olympic Sculpture Park
Space Needle
В районе самой известной здешней достопримечательности город и вовсе отступает перед культурой.
Спейс-Нидл высотой 184 м — всего на 20 метров выше ванкуверской башни, на 7 метров ниже башни в Калгари и ровно в 3 раза ниже CN-Tower в Торонто. Но по сравнению с этими тремя канадскими башнями сиэтловская — точеная, резная, аккуратная, а главное, футуристическая, какой может быть только башня будущего 1960-х годов.
Здесь, на границе Североамериканской и Тихоокеанской тектонических плит, Спейс-нидл был спроектирован таким образом чтобы выдержать ветер до 300 км/ч и землетрясение магнитудой до 9.1 балла.
Но самое главное не сама башня — а местность вокруг нее, занятая парками, музеями, театрами и конференц-центрами.
Научный центр (экспериментариум), детский музей, музей стекла — все это вместе с башней стало частью Всемирной ярмарки 1962 года «Выставка XXI века».
Музей музыки был достроен спустя 40 лет и спроектирован так, чтобы органично вписаться в атмосферу Центра XXI века глазами 1960-x.
Монорельс
Выставка 1962 года, состоявшаяся в разгар холодной войны, в разгар космической гонки, в разгар Карибского кризиса, должна была показать город будущего. А что, за город будущего без транспортной системы будущего?
В качестве демонстрации транспорта будущего, тогда, в 1962 году, построили монорельс — «Alweg Monorail».
Проезд в одну сторону сегодня стоит $2.25 взрослый и $1 для детей и пенсионеров. Оплата — в кассе при входе на станцию.
Сами станции — узкие и тесные: в городе будущего большого пассажиропотока не ожидается, тем более, на ветке длиной в одну станцию и полтора километра.
В отличие от московского монорельса (кстати, тоже построенного к Экспо 2004), у сиэтловского — всего одна станция, но зато проведенная с толком — она соединяет две самые туристические зоны в центре города.
В одном месте поезд совсем неприлично футуристично проходит через изгибы здания музея музыки (EMP).
Сиэтловский монорельс быстрее, плавнее и менее угловатый чем московский за счет наклона в поворотах.
Но не это делает его особенным — а оформление поездов и станций в стиле ретрофутуризма. Они прекрасны: таким будущее представляли только полвека назад.
Алиса бы органичнее смотрелась в этом поезде с мелофоном чем Вика с айФоном.
Всего на монорельсе — два поезда: красный и синий.
И у каждого из них — своя линия.
Что не помешало двум поездам столкнуться в повороте в 2005 году.
Очень здорово что Сиэтл не то чтобы живет своей выставкой 1962 года, но она во многом задала ретрофутуристический тон города.
А знаете, что по-настоящему круто в Сиэтле? Они там не платят подоходный налог и еще ездят скупаться в соседний штат Орегон, где не платят налог с продаж. Как так можно жить? Может кто объяснит одичалому с севера?