Не знаю как вы, но я очень люблю пустыни — может быть потому что у нас нет ни одной по близости (хотя нет, есть) но скорее всего просто потому что они поражают свои масштабом — так же как океан или ледники, или вулканы. Но еще больше чем пустыни я люблю все самое самое — мне кажется что только увидев самую высокую гору или самое большое дерево или самое широкое озеро начинаешь по-настоящему понимать на что способна природа и как устроен наш мир.
Сегодня мы проедем через Долину Смерти — самый большой Национальный парк в континентальной Америке, увидим самую высокую гору в 48-ми континентальных штатах и самое низкое место в Северной Америке. Побываем в самом жарком и самом засушливом месте на Земле. Самая тяжелая телега тоже будет и самый трудный марафон.
Гора Уитни
Если ехать по 395 шоссе из Национального парка Йосемити в сторону Палм-Спрингс, то аккурат перед поворотом на Долину Смерти, в районе городка Lone Pine, CA, где в любом случае стоит остановится у последней на много сот миль бензозаправки, возвышается острый пик горы Уитни (Mount Whitney).
Этот пик — самая высока точка хребта Сиерра-Невада высотой 4,421м а заодно и самая высокая точка в континентальных США.
Во многих источниках и даже на табличке на самой вершине высота горы значится как 4,418 метров (14 494 футов) — из-за того, что она не перемерялась с 1988 года когда была принята новая система координат (NAVD88) и изменена расчетная форма Земли.
Именно здесь, перед горой Уитни мы сворачиваем с хайвея на пустую и прямую дорогу, ведущую в долину и к самому низкому месту на континенте, по иронии находящемуся всего в 123 км от самого высокого.
Вернее как прямую, в смысле на ней очень мало поворотов, но здесь я начал подозревать что дороги как и свет — страдают корпускулярно-волновым дуализмом: с одной стороны дорога определенно состоит из частиц, но с другой она совершенно точно — волна.
Дальше заканчивается плато и открываются одна долина за другой.
Долина Смерти
Теперь амплитуда колебаний дороги увеличивается до сотен метров: вниз — и снова вверх через горную гряду.
Внизу дорога — прямая и пустая как взлетно-посадочная полоса где грех не попробовать, на что способна Королла.
А наверху превращается в горный серпантин.
Здесь видно что Долина Смерти отнюдь не безжизненна — вдоль обочины даже цветут какие-то цветы.
Живут здесь и ящерицы и бараны, змеи, амфибии, более 300 видов птиц и одна доисторическая рыбка, есть даже светящиеся в темноте скорпионы, но все это тщательно прячется, попался только канадский заяц.
Чем дальше тем жарче становится за окном кондиционированной Тойоты — на градуснике уже около +50°C.
10 июля 1913 года здесь была зафиксирована самая высокая температура воздуха в мире — +56,7 °C.
Возле каждой парковки и смотровой площадки натыкано знаков, предупреждающих о том, что гулять после 10 утра не рекомендуется.
Без бутылки воды на и правда чувствуешь себя как-то неуютно когда машина пропадает из поля зрения.
В Долине Смерти есть настоящие песчаные дюны. Более того, именно на них сняты многие из сцен оригинальной трилогии Звездных Воин — ну знаете, там где R2D2 и C3PO бредут по пустыне Татуина. И уж не сомневайтесь что в интернетах есть сайт фанатов, которые приезжают пофоткаться на те же места что показаны в фильме.
Из-за особой геологии района — дюны Долины Смерти находятся как бы в воздушном туннеле в долине между двух горных хребтов — при правильном стечении обстоятельств они могут иногда издавать протяжный гул.
Нам с пением дюн не свезло, зато попался смерч.
Если вы еще не заметили, отмечу что поляризационный фильтр работает в пустыне так же ядрено как и в горах, на высотах свыше 2 км.
Как в любой уважающей себя пустыне есть здесь и оазис — Фернис-крик (Furnace Creek, CA) — дословно: «котельный ручей». Должно быть, не самый освежающий ручей. Главным образом оазис разобран на площадки для кемпинга, стоянки для домов на колесах и инфраструктуру для них — от поля для гольфа до маленького аэропорта.
Кстати, вот это — не какой-то особый вид пальмы. Так выглядят пальмы, за которыми никогда не ухаживали и не обрезали отмершие листья.
Но в остальном, конечно, Долина Смерти — это адский ад. В этусторону, например, на 100 км нет ни одной заправки.
Золотой Каньон
Как-то раз, как раз перед входом в этот каньон, у жены снесло ветром шляпу и понесло ветром не останавливаясь по пустыне. Я как настоящий джентельмен взялся шляпу отловить и подать супруге. Так вот, 100-метровка в пустыне — это то, что вы должны обязательно попробовать если попадете в эти края: можно собрать фотографии, видео, воспоминания, но это совсем другое — это ощущения, они ярче всего откладываются в памяти. Пусть даже это ощущения пробежки с направленным в лицо феном для волос.
Короткая прогулка по Золотому каньону заставила меня совершенно иначе посмотреть на пол-литровую бутылку воды которая была с собой: под палящим солнцем к ней хочется прикладываться буквально через 10 секунд после того как только что попил.
А самое главное что от этого глотка теплой воды (10 минут назад она была еще холодной, из-под кондиционера) не чувствуешь ровным счетом ничего — как от вдоха: хорошо, вдохнул, молодец, но нужно отдышаться и дышать дальше.
Не то чтобы в Долине Смерти никогда не было дождей — каждый год здесь выпадает в среднем от 45 мм осадков — просто уровень испарения (325 см/год) в 77 раз превышает уровень осадков, что делает долину самым засушливым местом на Земле.
На стенах золотого каньона отчетливо видно что время от времени здесь случаются сильные потоки.
Так в 1979 году четырех-дневный дождь, принесший более 50 мм осадков, смыл дорогу в самом начале тропы (на фото видно слой асфальта):
А вот в 1929, 1953 и 1989 годах дождя здесь не было совсем.
Кстати, свое название долина получила от первых некоренных американцев которые решили сократить через нее путь до золотых приисков в 1849 году: и из ста человек один не дошел до конца, а остальные вышли через неделю страдая от голода и обезвоживания.
Harmony Borax Works
В Долине Смерти по разным оценкам находится от 6 до 10 тысяч заброшенных шахт и несколько городов-призраков.
Но золотая лихорадка продлилась здесь не долго. Чуть дольше продлилась добыча буры (тетраборат натрия, англ. borax) — материала, использовавшегося для производства моющих средств и в промышленности.
Буру кристаллизуют из солевых отложений, образованных в результате испарения сезонных озер, а испарений тут хоть отбавляй и озера сплошь сезонные.
Но самое интересное в добыче буры — это вот эта телега.
Запрягаемая 18-ю мулами и 2-мя лошадьми для перевозки 9 тонн содержащей буру руды, эта повозка — одна из самых тяжелых, что когда либо запрягалась тягловыми животными.
Две лошади были запряжены в конце, ближе всего к повозке — они были крупнее мулов и эффективнее трогали повозку с места а также сдерживали ее при торможении. Мулы же, с другой стороны, были умнее и лучше приспособлены к пустыне.
Карьерный самосвал XIX века с гибридным двигателем!
Экипаж «Twenty-mule team» проезжал 275 километров через пустыню Мохаве от шахт Долины Смерти до ближайшей железнодорожной станции. В день они проходили порядка 27 км — уверен, Марк Уотни смог бы оптимизировать пробег хотя бы до 40. Тем более в привычной для него, приближенной к марсианской среде.
Badwater Basin
В 123 километрах от самой высокой точки континентальных штатов, на 86 метров ниже уровня моря находится самое низкое место в Северной Америке — впадина Бэдуотер (дословно «плохая вода»).
Из самого низкого места на континенте, в 15 милях на другой стороне высохшего древнего соленого озера видно пик Телескоп (Telescope Peak) — самую высокую вершину Долины Смерти (1,880м).
На самом деле самая низкая точка находится не совсем здесь а в нескольких милях к западу отсюда.
Но во-первых она постоянно перемещается, а во-вторых на подходах к ней — настоящие топи под тонкой солевой коркой. Наконец, разница в высоте, а вернее в глубине — совсем незначительна.
Поэтому знак было решено установить именно здесь, возле дороги.
В низине из родников и сезонных ручьев накапливается то немногое количество воды что есть в долине.
Но скопление солей делает ее непригодной для питья.
Здесь живут несколько видов очень редких животных, которые не встречаются больше нигде в мире.
Некоторые из оставшихся с доисторических времен в регионе насекомых, улиток и рыб успели приспособится к изменившейся среде — к жаре и к соли. Но говорят что баланс очень тонкий, повышение температуры всего не несколько градусов может положить им конец.
А еще отсюда каждый год стартует самый тяжелый легкоатлетический марафон в мире длиной 215 км, который заканчивается на склоне горы Уитни.
Моя бывшая сотрудница как-то участвовала в нем и рассказывала все ужасы. Особенно запомнилось как она описывала галлюцинации: ей казалось, что с обеих сторон дороги на нее бежит целая туча скорпионов.
Чего, вопреки моим ожиданиям, нет в Долине Смерти, так это бараньих черепов на каждом шагу для эффектных фотографий, кактусов, соленых озер для гонок на машинах. Нет здесь и моих любимых деревьев Юкка, которые начинают попадаться только после южной границы парка.
А главное что в Долине Смерти осталось еще столько всего, на что просто не хватило времени или что оказалось не по пути: движущиеся камни на Рейстрек-Плайя, Artist’s Drive (проехали мимо, не знали что это и есть ли смысл возвращаться), каньон Титус, вилла Скотти Кастл, поющие дюны Эврика, угольные печи.
Я буду рад воспользоваться первой же возможностью вернуться сюда и больше всего хочется провести в долине пару ночей (зимой температура в долине может падать ниже нуля градусов ночью) — говорят, здесь самое темное небо во всей Северной Америке.
Долину Смерти в год посещают более миллиона человек, но в будний день одного из самых жарких месяцев в году здесь оказалось очень просторно и совсем без толп вездесущих туристов.