Mount Slesse Memorial TrailТропа к месту крушения самолёта
9 декабря 1956 года рейс Trans-Canada Air Lines Flight 810 следующий по маршруту из Ванкувера в Калгари потерпел крушение, врезавшись в пик Слэсс. Все 3 члена экипажа и 59 пассажиров погибли, останки большинства так и не были найдены, а найденные захоронены здесь же, на склоне в двух братских могилах.
Протяженность: 14.5 км Набор высоты: 920 м Категория: умеренный (moderate/strenuous) Найвысшая точка: 1,640 м Время прохождения: 6 ч. Расстояние от Ванкувера: 2.2ч
Не многие знают что более 60 лет назад здесь, в окрестностях Ванкувера, недалеко от Чиллиуака произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории Канады.
9 декабря 1956 года рейс Trans-Canada Air Lines Flight 810 следующий по маршруту из Ванкувера в Калгари потерпел крушение, врезавшись в пик Слэсс. Все 3 члена экипажа и 59 пассажиров погибли, останки большинства так и не были найдены, а найденные захоронены здесь же, на склоне в двух братских могилах.
Сегодня к мемориалу на месте крушения самолета ведет не очень сложная тропа, о которой сегодня и расскажу.
Подъезд к началу тропы проходит через короткую сервисную дорогу (5.6км), где на последних 2-3 км понадобится машина с высоким клиренсом, ситуация, впрочем меняется из года в год всвязи с активной вырубкой вдоль дороги.
Так в этом году многие канавы были засыпаны, и сооружены новые.
Но зато кусты сомкнулись ближе и ниже, в сравнении с прошлым годом.
В любом случае, секрет успешного похода на мемориал Слэсс заключается в том, что на старте нужно быть до 9 утра — потому как места для парковки здесь хватит от силы машин на 10, и к этому времени оно начинает заканчиваться.
Прямо с дороги открывается пара весьма индригующих видов на пики Слэсси — хочется скорее уже запарковаться (было бы где) и отправиться туда.
Виды эти, впрочем, последние на следующие 3–4 километра, поскольку первая половина тропы проходит через густой лес.
Однако, все же, с набором высоты лес начинает редеть, открывая первые захватывающие пейзажи.
Правда, солнце освещает противополжную сторону долины лишь во второй половине дня, поэтому на обратном пути виды будут краше.
Вскоре вдоль тропы начинают попадаться знаки, уведомляющие о том, что вы находитесь на мемориальном участке — и тревожить или забирать обломки самолета строго запрещено.
После исчезновения самолета с радаров, его местонахождение долго оставалось неизвестным, пока 5 месяцев спустя его случайно не обнаружили скалолазы на 3-м пике Слэсси. Даже тогда найти и извлечь все останки было крайне затруднительно, поэтому было принято решение огласить весь склон горы вечной могилой жертв этой авиакатстрофы.
Сегодня на восточном склоне горы Слэсс запрещены любые виды работ — добыча ископаемых, вырубка леса, строительсьво и улучшение инфраструктуры. Даже поддержание самой тропы под большим вопросом — она есть покуда по ней ходят люди, но очень сильно зарастает кустарниками.
А тропа, между прочим, одна из самых красивых в долине Фрейзера — чем дальше она выходит из суб-альпийского леса, тем больше возвышается над ней пик Слэсси.
Честно говоря, такого давящего эффекта я не припомню нигде вплоть до Банфа и Джаспера.
Скала буквально стоит стеной и уходит выше неба — не знаю даже как еще описать то ощущение которое вызывает эта махина — ни словами ни фотографией.
Там просто нужно побывать.
Помимо переросших кустов и размытых канав на подъезде есть здесь еще одна напасть — на тропе довольно много мошек и весьма кусучих. В принципе, если все время двигаться то они не сильно донимают, но если часто останавливаетесь — лучше взять с собой какое-нибудь средство от насекомых.
Возможно, все дело в обильно цветущих альписких цветах.
Как раз здесь на альпийской высоте, на небольшой вершине, тропа заканчивается мемориальной композицией, собранной из винта и различных мелких останков борта 810.
Увы, сегодня обломков на кургане несколько меньше чем на походных фотографиях несколько летней давности.
Касательно причин катастрофы до сих пор осталось много неотвеченных вопросов.
В 18:10, 9 декбря 1956 года 4-моторный борт Canadair North Star, следующий рейсрм 810 Транс-канадских Авиалиний с 59 пассажиарми и 3 членами экипажа на бороту вылетел из международного аэропорта Ванкувера в направлении Калгари.
К 18:55 самолет набрал высоту 5,900 метров, когда на панель поступило предупреждение о возгарании во 2-м двигателе, вследствие чего который был отключен в качестве предосторожности (подобная ложная тревога была обычным делом на «Северной звезде»).
Пилот Аллан Кларк, бывший военный летчик, уведомил диспетчера о происшествии и запросил посадку обратно в Ванкуверском аэропорту по наиболее благоприятной траектории для борта, теряющего высоту, однако по неясным причинам вместо левого поворта совершил правый, оказавшись в итоге в 19км к югу от запрошенного коридора, в окружениипиков приграничных гор.
В 19:10 экипаж отрапортовал что они прошли Хоуп и получил разрешение на снижение до 2,400м — это был последний обмен сообщениями с рейсом 810.
В 19:11 самолет пропал с радаров в районе пика Силвертип, на высоте 2,600м. Как оказалось позже, он врезался прямо в эту возвышающуюся стену 3-го пика Слэсс, на скорости выше крейсерской.
В официальном отчете причиной крушения значатся несколько факторов: облединение крыла и фюзеляжа, потеря второго двигателя, однако главный вопрос остается открытым — почему самолет совершил поворот не в ту сторону в которую должен был и почему ни пилот ни борт-инженер никак не отреагировали на это несмотря на поступающие радиоуказания и показания приборов, которые должны были сделать эту ошибку очевидной.
На тот момент это была самая страшная авиакатастрофа в истории Канады, да и за полвека она спустилась не далее чем на 6-е место.
В первые дни поисков 18 парашютистов были сброшены не в том месте, отталкиваясь от свидетельств очевидцев, которые якобы слышали взрыв в районе Хопа. В один из последующих дней сразу 24 поисковых и 26 гражданских самолетов было поднято в воздух над районом.
Множество этузиастов-альпинистов отправились на поиски, многих из которых тоже пришлось спасать, причем, некоторых — на вертолетах.
Только 5 месяцев спустя — 12 мая — три альпиниста, ночевавшие на высоте 1,900 начали восхождение на пик Слэсс и потеряли ориентацию в поднявшейся метели, где они случайно обнаружили фрагмет карты захода в аэропорт Новой Скотии, а чусть спустя — аллюминиевые обломки в снегу, оказавшиеся фрагментами крыла «Севернoй звезды».
В двухдневный срок была организована новая поисковая операция, ходе которой были обнаружены секция фюзелляжа, детский ботинок, платок, маленькая человеческая рука и фрагменты багажа — все свидетельствующие о сильном взрыве, но не поврежденные огнем.
Позже было обнаружено и само место столкновения, верхняя точка которого была всего на 15 метров ниже вершины пика. Почерневший гранит отпадал от прикосновения.
Источник: FRED MCCLEMENTJULY 14 1962 (archive.macleans.ca)
Подробнее этой катастрофе посвящена книга, которую наверняка можно заказать в местной библиотеке или купить онлайн.
Все источники ссылаются на точку столкновения самолета с пиком (A) за исключением последней фотографии которая определенно обозначает точку B.
Если будете здесь — теперь знаете куда смотреть. При желании здесь вполне можно «увидеть» следы столкновения:
Хотя едва ли там что-то осталось наверху — здесь высокая лавинная активность зимой и постоянно сыпятся камни летом.
Впрочем, на пик есть скалолазный маршрут, если это по вашей части, то дерзайте.
Очевидно что не так давно здесь был еще и одноименный ледник Слэсс, но он в буквальном смысле испарился и появляется лишь сезонно.
Судя по латеральным моренам, здесь был ещё один ледник.
Сейчас же на склонах остался только нерасстаявший снег.
Несмотря на сыплющиеся время от времени — и довольно большие — камни, трудно удержаться от того чтобы немного исследовать ложе ледника, к тому же, на снегу мушки меньше донимают.
Здесь можно обновить запасы чистой ледниковой водой.
Поэтому в принципе, на тропу много воды брать не нужно — всего-то из расчета на 7км в одну сторону.
В противовес мошкам, кустам и грязи можно поставить относительную простоту тропы — подъем равномерный, без резких перепадов, без камней и корней, по которым особенно неприятно спускаться вниз, когда начинает чувствоваться усталось — как физическая, так и ментальная.