Помню как я впервые увидел кручи Колумбии когда мы гнали в Йеллоустоун избегая главного шоссе — это было удивительно! Привычные нам прибрежные горы сменялись полями и вдруг из ниоткуда выросли крутые скаллы со стройными рядами базальтовых столбов вокруг чего-то, что с натяжкой можно было бы назвать каньоном шириной в несколько километров. Несколько минут — и снова вокруг одни поля.
Тогда я еще сказал: «Уау, что это было?! Нам пренепременно нужно будет сюда вернуться!». Однако примерно в это же время в Ухани один китаец собирался на рынок — купить немного риса и пару летучих мышей, а дальше вы знаете.
Что ж, пока то да сё, да пандемия, мне на одном из стриминговых сервисов попался документальный фильм о Миссульском наводнении — одном из самых больших из известных в истории планеты — в котором я с удивлением узнал знакомые места. Поэтому как только открыли границы, одна из первых поездок в Штаты естественно была в район бассейна реки Колумбия, и не просто так, а с целью понять и рассказать как сформировалась большая часть Вашингтона и Орегона. Так что любознательные — читайте и разбирайтесь, все остальные — смотрите картинки и видосик вверху не пропустите. Поехали.
Вообще года речь идет о геологии Тихоокеанского северо-запада Америки, нужно помнить одну важную вещь — еще при динозаврах, и после их вымирания всё что западнее Калгари было морским дном, а остров Ванкувер был от всего этого примерно как Гавайи сегодня.
Помимо поднятия суши в районе 50 млн. лет назад здесь, на территории нынешнего центрального Вашингтона произошло 3 масштабных события, определивших нынешний облик штата:
Во-первых, 14 – 17 млн. лет назад здесь разразилась вулканическая активность, остатки которой сегодня нам известны как Йеллоустоун. Только вместо взрывных извержений здесь медленно выходили на поверхность и текли потоки лавы — застывая и наслаиваясь друг на друга, как в наши дни это происходит на Гавайах, только в тысячи раз сильнее. Застыв, онм образовали наложенных друг на друга слоёв базальта, общей толщиной более 3 км — одно из самых больших формирований базальта в истории планеты — площадью 225 тыс, км2 и занимающее 1/3 всего штата Вашингтон.
Во вторых, 4 – 5 млн. лет назад поднялись Каскадные горы на западе и преградили путь влажному океанскому воздуху — так здесь образовался засушливый пустынный климат.
Ну и, наконец, совсем недавно, 13 – 19 тыс. лет назад, в последний ледниковый период из-за периодического таяния ледяных дамб произошло не менее 40 катастрофических наводнений, вызванных периодическими разливами ледникового озера Миссула (на территории современной Монтаны), самое большое их которых было в десятки тысяч раз мощнее чем любое из современных наводнений.
Так появились многочисленные разветвлённые широкие каналы и каньоны (англ., coulee) с плоскими вершинами, глубоко врезающиеся в базальтовые отложения. И весь регион, который сегодня называют Channeled Scablands.
ROSEMARY WARDLEY, NG STAFF SOURCES: USGS; ATLAS OF OREGON [NATIONAL GREOGRAPHIC]
Собственно, вот как-то так из огня и воды и получился центральный Вашингтон, каким мы его можем видеть сегодня.
Highway 155
Чтобы увидеть базальтовые столбы, совсем не обязательно далеко ехать — ближайшие к нам есть на Бэйкере. Но здесь в центральном Вашингтоне вообще не нужно съезжать с дороги — главное ехать не поперек, а как бы вдоль — с севера на юг или обратно, примерно от канадского Оканагана и вплоть до границы штата.
Highway 28
В то время как на современных Гавайах потоки лавы застывают толщиной не более метра, здесь каждый слой — от 30 до 60 метров.
Moses Coulee
Считается что они преодолевали более 500км от места выхода на поверхность и им требовалось до 5 – 10 лет на то, чтобы застыть на всю свою глубину.
Banks Lake
Всего таких слоёв — несколько сотен друг поверх друга, и вся эта красота уходит на 3 км вглубь. Как в случае с айсбергами, мы только лишь видим их верхушку, и то во многом благодаря Миссульскому наводнению, которое промыло в них широкие каньоны.
А относительно толстые прослойки седиментарной породы невулканического происхождения между слоями свидетельствует о том, что между извержениями могло проходить много времени — достаточно для формирования грунта.
По совсем недавним исследованиям (2018 года, ссылка в конце поста), базальтовые столбы (или колонны) формируются когда лавовый поток уже затвердел и начинает остывать ниже определенной температуры (840 – 890°C). Так как зона у поверхности остывает быстрее, она и сжимается быстрее чем порода чуть глубже, где в свою очередь возникают растягивающие напряжения. Если они превышают прочность породы, то происходят разломы, направленные вдоль линии охлаждения.
Дальше в центре каждого такого отломанного куска образуется локальный центр охлаждения, к которому как бы стягивается порода — параллельно этим линиям стягивания в слоях породы и образуются вертикальные разломы.
Drumheller Channels
Этот процесс называется столбчатой или призматической отдельностью (columnar jointing).
Столбы в парке Drumhell Channels мне сильно напомнили индейские тотемы.
Всё дело в том, что разломы происходят далеко не на всю толщину лавового потока — ведь в толще потока сохраняется высокая температура, а значит и порода пластичнее и такого сильного стягивания еще не происходит… пока. Поэтому формирование всего столба — это прерывистый процесс и растут они поэтапно, образуя отдельные секции.
Такие секции называют «следами зубила» (chisel mark).
Поскольку порода остывает не только сверху, но, хоть и намного медленнее, снизу тоже, то колонны растут в двух направлениях — навстречу друг другу. Причем они всегда перпендикулярны своему основанию, поэтому по ним можно довольно точно представить рельеф древней поверхности, по которой текла лава.
Drumheller Channels
Столбы растущие сверху и снизу рано или поздно встречаются — и на месте их встречи возникает, так сказать, несостыковочка.
Moses Coulee
Колонны хоть и стремятся к цилиндрической форме, но линии разлома, всё же никак не могут быть округлыми в обоих направлениях, поэтому колонны полигональные и чаще всего имеют 5 или 6 граней, но могут встречаться и менее правильной формы – от 3-х до 7-ми граней. Тем сложнее осознавать их нерукотворное происхождение.
WASHINGTON STATE DEPARTMENT OF NATURAL RESOURCES: COLUMBIA BASIN;
Их толщина может быть от нескольких сантиметров до 3-х метров.
Wanapum Lake
Potholes Coulee
Это было первое место на нашем маршруте где можно было прогуляться пару километров вглубь пустыни.
Должен сказать, не все оценили прогулку под палящим солнцем, да и оно уже клонилось к горизонту и нужно было ехать искать место для ночевки.
Но по сравнению с другими местами здесь определённо нет таких уж выдающихся структур, хотя в округе есть несколько троп, в том числе довольно длинных (на Dusty Lake, например), где, судя по фото, очень красиво зимой, или на границе сезонов когда долина припорошена снежком.
Нужно будет приехать еще, без детей и не в такое пекло.
Drumhell Channels
Drumheller Channels National Natural Landmark
Помимо того, что это место где очень много базальтовых формирований с четкими «следами зубила».
Здесь даже есть один Пизанский столб:
Это еще и наиболее яркий представитель так называемого региона Channeled Scablands – тех самых вымытых доисторическими наводнениями каналов и каньонов. В частности, Миссульское наводнение со скоростью потока доходящей до 110км/ч пробило не одно русло, а целую сеть небольших каналов.
Здесь также проходит древнее русло реки Колумбия, которое было повернуто древними ледниками. И говоря «древние» я имею в виду древние — 2.6 млн. лет назад.
Moses Coulee
А это тот самый каньон, который я впервые приметил по пути в Йеллоустоун когда так удачно решил поехать по 2-му шоссе вместо нудного интерстейта I90. Между прочем, второй по величине каньон в регионе.
Можете представить себе поток мутной ледниковой воды, несущейся здесь со скоростью 600,000 м3/с.
Однако эти каньоны намного древнее Миссульского наводнения, которое произошло лишь в конце последнего ледникового периода — это также одно из древних русел реки Колумбия, куда она повернула после того как была заблокирована в Drumhell.
Здесь также есть несколько очень интересных базальтовых формирований.
В том числе и вот такие крученые.
Cлоёные…
В общем на любой вкус.
И все не далее чем в 1км от 2-го шоссе в любую сторону (там всего-то два отворота). Но если проехать чуть дальше, то можно найти места для кемпинга. Но мы нашли лучше, скоро покажу…
Steamboat Rock
Скала Пароход (Steamboat Rock) и берега окружающего ее озера Бэнкс (Banks Lake) — это тоже временное русло Колумбии в ледниковый период. Более того, тогда здесь было одноименное ледниковое озеро, в котором сама скала была островом.
На вершину скалы есть тропа. Нужно сходить как-нибудь — в этот раз было слишком жарко, да и время поджимало.
Здесь очень красиво просто ехать по дороге (155 шоссе), проложенной в базальтовых скалах.
На восточном берегу озера можно также видеть четко выраженные слои базальтовых колоннад.
Frenchman Coulee
Бывают такие места, где проведя ночь однажды, и имея возможность остановиться на следующую ночевку в любом другом месте, всё равно тянет вернуться сюда же. Frenchman Coulee — определенно такое место.
Один из самых красивых кемпингов где я был.
Причем есть большой выбор. Хотите в душистых кустах шалфея с видом на «Перья» — пожалуйста.
А хотите над обрывом с видом на водопад? Нет ничего проще.
Ну и, конечно же, куда без базальтовых колонн?
И, поскольку это Америка, а не Канада, то не нужно ничего резервировать на 5 месяцев вперёд — уж коли накануне 4 июля — Дня Независимости — здесь было пусто, то могу предположить что место можно найти всегда.
Из удобств правда здесь только два биотуалета и нужно купить абонемент в парки штата Вашингтон ($30/год), но в остальном кемпинг дикий, а наличие большой баклаги воды, лопаты и автомата для оплаты (на северо-восточной стороне «перьев») всё решает.
Этот лагерь популярен среди любителей поскалолазить — собственно, по самим этим «перьям» проходит несколько коротких маршрутов.
Перед заходом солнца скалолазы куда-то пропадают и всё вокруг заливается золотом.
Спать отправляемся под звёздным небом, под песни цикад.
Ginkgo Petrified Forest
Когда я планировал маршрут и оказалось что окаменевший лес Гинкго (ну как гинкго билоба), это стало чуть ли не решающим фактором в пользу того чтобы точно ехать. Тем обиднее что получилось так что в самом парке штата Ginkgo Petrified Forest мы пропустили все что только можно пропустить, а всё потому что я пометил место где реально разбросаны окаменевшие деревья как место для кемпинга (там и правда есть кемпинг), а гулять мы пошли на главный трейл, и собаку привели купаться на соседний пляж, чтобы поменьше людей было. Одним словом, посетили всё кроме того, что нужно было…
Так и вышло что все самые интересные окаменевшие деревья мы так и не увидели, хоть и были всего в сотне метров от них.
Сегодня здесь, в районе городка Вантаж (Vantage) куда не глянь — одни «украинские» степи кругом.
Сложно себе представить, что 15 – 16 млн лет назад здесь был густой лес (помните в начале поста, тогда еще не было Прибрежных гор). Как-то так выглядит иллюстрация на трейле, пропущенная через нейронные фильтры Фотошопа:
Когда пришли лавовые потоки, они конечно же сжигали всё на своем пути, но некоторым стволам деревьев, оказавшимся на илистом дне грязевого озера и пропитанным водой, удалось уцелеть.
Как, например, этому окаменевшему орешнику:
Или этой опалисцированной дуглосовой пихте:
Видите, годичные кольца возрастом 15 миллионов лет? Ну не парадокс ли?
Так почему же нам не повезло и мы приехали не туда, спросите вы? Дело в том что может быть эти орешники, пихты, ели, вязы и, собственно, гинкго и смогли пережить многочисленные извержения вулканов, ледниковые периоды и потопы, но вот планету обезьян пережить не так просто.
Каждое из 22-х найденных окаменевших деревьев на интерпретативной тропе заперто в антивандальную клетку — чтоб никакой, как говорится, долбоёб кусок с собой не уволок.
И выглядит все как-то вот так:
Одно разочарование. Спасибо вам, люди, что вы… такие. К самому дальнему красному дереву я даже не пошел, а тупо слетал.
Зато, как потом оказалось, большие куски окаменевших деревьев были прямо на парковке возле информационного центра и возле магазина камней тоже (который был закрыт, поэтому мы туда и не сунулись). Там же есть петроглифы народности Уанапу, которые вместе с кусками вырезали и выставили здесь перед заполнением водой одноименного искуственного озера. Так что гештальтик-то остался открытым. Как говорится, есть повод вернуться.
Даже эти «арестованные» окаменевшие деревья лучше снимать в пасмурный день когда решетка не отбрасывает тень.
Вместо того, чтобы найти все-таки окаменевшие деревья мы двинули на юг, где буквально с каждым километром росло напряжение.
Highway 243
В смысле, на южном берегу реки Колумбия расположена зона ядерных реакторов, в частности, 5 первых в истории прототипов ядерных реакторов Манхеттанского Проекта (сегодня это Manhattan Project National Historical Park) — где, в том числе, был произведен плутоний для бомбы сброшенной на Нагасаки. Там же здесь на пустошах среди старых реакторов расположена обсерватория LIGO, фиксирующая гравитационные волны.
Manhattan Project National Historical Park — B Reactor
К сожалению, везде нужно резервировать туры сильно заранее, поэтому кажется наметилось новое путешествие.
Hanford Reach National Monument
Зато по дороге сюда неожиданно нашелся… лунный модуль Аполлона 11. Причем не настоящий, а построенный в его форме крохотный дом, что по-моему еще круче. На настоящие артефакты лунной программы можно посмотреть в музее авиации в Сиэттле — а зато у этого даже почтовый адрес есть!
18374 Shore Dr, Beverly, WA 99321, USA
Его построил корабельный инженер из Сиэттла Kurt Hughes, которого не впечатлили слишком простые дизайны мобильных домов и в качестве проекта выходного дня, на земле купленной еще в 60-х годах за $10 от похоже отвел душу. Дом построен по тем же технологиям, что делают катамараны — по сути, текстолит и эпоксидка.
Советую посмотреть видосик в блоге Курта — так, например, внутри на потолке над сиденьями есть мягкие подушки на случай если пропадёт гравитация; мойка сделана в виде зеркала телескопа — и фокусирует солнечные лучи в одной точке; а снаружи на дорожке расбросаны камешки которые светятся в темноте.
Еще я всё колебался — заезжать или нет в городок Гранд-Кули (Genad Coulee), известный главным образом тем, что здесь находится самая большая гидроэлектростанция в штате Вашингтон (мы по пути их уже проехали немало, все они — так себе зрелище, как видите, я их даже ни разу не упомянул).
Rock Island Dam
Но в свете недавнего подрыва Каховской ГЭС российскими оккупационными войсками в Украине уж очень хотелось воотчую увидеть масштабы такого сооружения.
Дамба Гранд Кули в два раза короче Каховской (1,592м) но зато при своих 168 метрах высоты — аж в 5 раз выше. При этом объем резервуара все-таки в полтора раза больше в Каховском водохранилище… был.
Эта дамба является одним из самых больших бетонных сооружений в мире — использованного на ее постройку цемента хватило бы на строительство шоссе из Сиэтла во Флориду, или чтобы построить тротуар вокруг экватора… дважды!
Зато по мощности вырабатываемой энергии станция в Гранд Кули превышают Каховскую аж в 20 раз (с её 33 турбинами против 6 в Украине) и передаёт электричество 11 штатам, и даше экспортирует в Канаду.
По этим проводам (на переднем плане) проходит 230,000 Вольт!
С момента въезда в город трудно не понять что это стратегический объект — для дрона не лётная зона, полиция и служба безопасности безостановочно патрулирует близлежащие районы. Но в то же время с разных сторон дамбы и на разной высоте на склонах обустроено сразу несколько парков с прекрасным видом на неё.
Очень советую посмотреть на дамбу вживую если есть возможность — там даже есть туры в турбинные залы, но вот только что мне запомнилось еще больше, так это дух самого городка Гранд-Кули (я так понимаю что кроме работников электростанции и инфраструктуры города там мало кто живет). Это такие маленькие домики с ухоженными зелеными лужайками (посреди пустыни), и освежающей тенью от деревьев, какие показывают в фильмах или играх наподобие Фолаута… за секунду до ядрёного апокалипсиса.
Вообще за всю поездку я должен признать что парковая служба Вашингтона — на две головы выше своих канадских коллег. Несмотря на всю засушливость района — зеленые аккуратно постриженные лужайки, везде есть беседки и не одна-две, а больше чем может понадобиться, чтобы хватило всем, многие с проточной водой.
Помню как остановились на перекус в одном городке (кажется это был Отелло) где в округе от закусочной не было видно ни одной тени, и никакого водоъма поблизости кроме ирригационного канала.
И при этом в четверти мили оказался совершенно шикарный тенистый парк с обилием мест.
Ну что еще сказать за Вашингтон? Отличный маршрут для дорожного путешествия на длинные выходные. Кто любит заезжать в винодельни — их здесь тоже есть (на всех возвышенностях, которые не смыло во время Миссульского наводнения осталась плодородная почва).
А я обязательно хочу вернуться еще раз в Гинкго и доехать до первого в мире ядерного реактора в Hanford Reach и обсерватории гравитационных волн LIGO тем более теперь когда я знаю что там проводят экскурсии.